Репортаж с трассы, где пропадает асфальт

Разбить подвеску на выбоинах и застрять в грязи прямо посреди федеральной трассы – нет, это не репортаж со зловещей якутской автодороги «Лена», где в цене у водителей стальные тросы, оружие и консервы. Чтобы испытать подобные приключения, не обязательно отправляться так далеко. Всего в нескольких сотнях километров от российской столицы, на трассе М-9 «Балтия», автомобилисты вынуждены пробираться по участку дороги, реконструкция которого была заброшена на стадии снятия полотна еще прошлым летом. В итоге шоссе простояло без асфальта всю зиму, превратившись в подобие танкового полигона.

Скандал с вопиющим состоянием трассы разразился сразу после новогодних каникул — шоссе, соединяющее Москву и Ригу, является популярным «окном в Европу». Массовые жалобы автомобилистов дали повод для прокурорской проверки, состоявшейся в конце февраля. По итогам разбирательств дорожные и коммунальные службы были привлечены к административной ответственности (то есть, просто оштрафованы). Корреспондент Autonews.ru, проехавшийся по М-9, вынужден констатировать, что ситуацию это нисколько не улучшило – вместо ремонта на дорогу лишь подсыпается асфальтовая крошка.



Проблемы с трассой начинаются сразу за Волоколамском. Полотно сужается, и колеса начинают выбивать дробь на многочисленных заплатах – настроение портится, приходится сбрасывать скорость и быть на чеку, в готовности объехать очередную выбоину. Впрочем, пока это еще просто плохая дорога. М-9 уже много лет нуждается в ремонте.



План реконструкции магистрали был принят в 2011 году. Согласно задумке, трасса должна стать многополосной, а сами работы – вестись без перекрытия движения и «нормализоваться» (то есть, возвратить трассе «доремонтную» пропускную способность) к 2013 году. Ремонт закипел прошлым летом: на двух участках был срезан асфальт и водители протискивались в пробках между горами песка, щебня и строительной техникой. Однако осенью что-то пошло не так: техника исчезла, а разбитую за это время бетонную «подложку» просто забросали песком.



С каждым километром дорога делается все зубодробительнее, а затем асфальт вовсе исчезает — и федеральная трасса перестает существовать. Вместо нее начинается бугристая проселочная дорога, характерного цвета смерзшейся земли, испещренная колеями. На нее въезжаешь спокойно, сбавляя скорость, конечно, но без задней мысли – и это оказывается настоящей ловушкой, ведь под песком вместо укатанной почвы – разбитый бетон.

Машина проваливается с жестким ударом и тут же снова клюет носом. Тарахтит, отзываясь в педали тормоза, ABS, неприятно кидает в ремнях безопасности – хорошо, что у Audi Q7 такая крепкая подвеска! Не уверен, что моя старенькая Honda пережила бы такой удар без последствий. Становится ясно: по разбитой полосе ехать нельзя, приходится жаться ближе к обочине. Автомобиль подпрыгивает и трясется, скорость падает до 30, а потом и до 20 км\ч.

Но обочина тоже не панацея: она настолько разъезжена, что границу, где твердое покрытие переходит в рыхлый, со снегом, песок, приходится определять интуитивно. В какой-то момент шестое чувство меня подводит — переднее правое колесо проваливается и машина, предательски накреняясь, начинает медленно сползать с дороги. Взмокнув при мысли, что встрял тут накрепко, выкручиваю руль и утапливаю педаль газа – взмывает фонтан грязи, облепляя стекло, шелестит по кузову песок, но автомобиль буксует на месте. Включаю заднюю передачу, газ, снова вперед – пытаюсь раскачать Q7 – и вот, с третьей попытки, двухтонный внедорожник все же выбирается из ловушки.



Как же быстро, с исчезновением внешних признаков цивилизации, человек превращается обратно в дикаря. Несколько десятков километров этого изматывающего бездорожья (на преодоление которых, однако, уйдет не один час) – и с удивлением обнаруживаешь, что правила дорожного движения больше не действуют. Им нет места там, где обстоятельства сильнее условностей. Например, встречный поток едет тебе прямо в лоб – потому что левая сторона дороги еще больше разбита фурами, идущими на Москву под грузом. Автомобили расходятся буквально впритирку – это неприятно, но от постоянной тряски постепенно впадаешь в какую-то апатию. Поскорее бы только это все кончилось!

Странное все же зрелище: выстроившись с краю трассы, машины тянутся узенькой ниточкой, в то время как центр дороги – нетронутая снежная целина. Дымок от валежника, который кто-то жжет на обочине, и тягачи вдали довершают картину – нет, это не федеральная трасса. Это лесоповал где-то на Колыме.



Впрочем, окончательно одичать водителям не дают экипажи ГИБДД, отлавливающие тех, кто, например, пытается объехать фуру, забуксовавшую под знаком «Ремонт дороги». Увидев Audi, инспектор повелительно взмахивает палочкой.

— Обгон запрещен! – объявляет он. – Берите документы и пойдемте со мной.
— Что тут у вас произошло? – спрашиваю я, хлопая дверью полицейских «Жигулей».

Инспектору не нужно объяснять, о чем речь, он живо оборачивается ко мне, отвлекаясь от составления протокола.

— Полный абзац, а? Мы который месяц воюем с дорожниками. Не понимаю: как можно было снять асфальт и смыться. Но на вашей-то машине, наверное, не очень чувствуется?
— А, это не моя, — отмахиваюсь я, втайне надеясь, что такое признание облегчит вину. – И что, много аварий?
— Это не то слово, как много. По ночам особенно с дороги улетают. За каким лядом нужно соваться сюда в темноте, не понимаю. Недавно тут целая семья – из Питера, по-моему – под фуру попала. Все погибли, ребенок тоже маленький. Приходится торчать тут круглосуточно, — жалуется он.
— Кажется, особо не превысишь?
— А вот превышают же, — философски парирует инспектор, возвращаясь к заполнению бумаг.
— А когда ремонт-то закончить планируется?
— Да кто их знает? Вон знаки висят, что к лету сделают. Распишитесь: тут, тут и тут.

Только к лету? Стало интересно – кто же ответственен за то, что федеральная трасса целый год (а, скорее всего, и больше получится) пребывает в таком печальном состоянии? Как объяснили в интернет-приемной правительства Тверской области, участок М-9 «Балтия», пролегающий по территории области, находится в подчинении ФКУ Упдор «Россия», это учреждение содержит его на балансе и отвечает за все планирование дорожной деятельности. А финансирование работ осуществляет Министерства транспорта Российской Федерации.

«Правительство Тверской области неоднократно обращались в федеральные органы власти по вопросу увеличения объема финансирования работ на приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние участка федеральной автодороги М-9 «Балтия» на территории Тверской области», — отмечено в ответе.

Глава Оленинского района Тверской области Олег Дубов также подтвердил Autonews.ru, что местные власти тут ни при чем – управление дороги, находящееся в Твери, подчиняется напрямую Москве. А подрядчиков является петрозаводская фирма «Технострой». К сожалению, получить комментарий от последних не удалось – на производстве всякий раз никого не оказывалось. Что же, будем хотя бы надеяться, это потому, что они занялись срочным ремонтом трассы. Снег уже начинает таять, и М-9 «Балтия» может стать просто непроходимой.

Добавить комментарий