Иностранцы о Москве: дорогая и ужасно медленная

В апреле Москва оказалась в центре пристального внимания зарубежных автоаналитиков. Эскперты сразу двух авторитетных организаций — нидерландской компании TomTom и The Economist Intelligence Unit (подразделение британского журнала Economist) — опубликовали по исследованию, в которых сравнивается загруженность дорожной сети и стоимость владения автомобилем в разных городах мира. Суммируя обе работы, можно сказать, что по соотношению двух этих критериев Москве просто нет равных. К сожалению, в отрицательном смысле – согласно им, московский водитель вынужден тратить больше, чем автомобилисты большинства столиц мира, а ездит медленнее их всех.

Пробка длиной в неделю

Москва еще не стала международным финансовым центром, как того требует премьер-министр Дмитрий Медведев, но по одному из показателей деловой активности она уже обошла все другие мегаполисы, став признанным мировым центром пробок. В рейтинге за 2012 год, составленным компанией TomTom, производящей навигационное оборудование, Москва по плотности трафика занимает первое место среди 161 города (с населением свыше 800 тысяч) на пяти континентах.

В отчете указано, что уровень загруженности Москвы составляет 66% (процент, на который увеличивается совокупное время в пути в сравнении с движением по пустым дорогам) — и это не в часы пик; Что касается пиковых значений, то они, очевидно, еще значительнее — 106% утром и 138% вечером. В среднем, в 2012 г. столичный водитель провел в пробках 127 часов – больше целой рабочей недели. При этом самым загруженным днем является среда.

Приведенные цифры заставляют задуматься: что же могло так «замедлить» Москву в прошлом году? Выделенные полосы? Прирост автопарка? Аномальный процент маятниковой миграции (утром – из области в центр, вечером – из центра в область), на который не устают ссылаться работающие на Тверской и Охотном ряду чиновники?

А может, прирост автопарка, оборудованного навигаторами TomTom. Одним из разумных вариантов ответа кажется аномально снежная зима. Как заявили Autonews.ru в аналитическом центре Яндекс.Пробки, зимние месяцы всегда превышают среднегодовую загруженность на 15-25%. При этом самым тяжелым месяцем в плане пробок является декабрь. А в прошлом году его вдобавок «усугубили» обильные снегопады.

Косвенно это догадка подтверждается тем, что «худший день в году», согласно нидерландскому исследованию, пришелся на 29 ноября – день, когда занесенный снежной метелью МКАД блокировали буксующие фуры.

Среди других причин, которые могли скверно повлиять на годовую статистику, эксперты, опрошенные Autonews.ru, выделили прирост автопарка москвичей, увеличение количества машин из регионов и масштабные ремонтные работы, особенно на вылетных магистралях.

«Меня не удивляют эти цифры. Они вполне соотносятся с проводимыми нами исследованиями, — заявил заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков. – Главная причина увеличения пробок в Москве это прирост автопарка (а также увеличение количества машин из регионов), помноженный на недоразвитую дорожную сеть. Она недостаточно плотная в сравнении с другими мегаполисами мира – всего около 5 км дорог на 5 квадратных километров».

«Кроме того, наши дороги имеют отвратительную связанность. Чтобы преодолеть «километр по воздуху», водителю приходится проезжать от 1,5 до 10 километров «по земле». А нормальный показатель – 1,2 километра. Кстати, отмечу, что машин в Москве не так уже и много: всего 400 на 1000 жителей. В других мегаполисах – по 600-700 машин. Поэтому те меры, которые принимаются последние время правительством по модернизации дорожной сети, они давно назрели», — отметил эксперт.

Впрочем, некоторые аналитики нашли цифры, заявленные TomTom, чересчур завышенными. По их мнению, погрешность может быть вызвана несовершенной методикой исследования, оперирующего данными, полученными исключительно от GPS-навигаторов TomTom. Ведь в прошлогоднем рейтинге, составленном на основе четырех источников — навигаторов, данных Техасского транспортного института и фирмы INRIX, а также данных опроса, проведенного компанией IBM – Москва заняла только 8 место. И такой резкий скачок за год выглядит неправдоподобным.

«Возможно, по каким-то отдельным магистралям они и верны. Но не в целом по городу, — заявил Михаил Каштанов, аналитик компании «Эшелон Геолайф», занимающейся спутниковыми охранными системами (и, как и нидерландцы, публикующей свой ежегодный «пробочный рейтинг»). — По нашим наблюдениям, скорости падают из года в год примерно одинаковыми темпами. На 5% ежегодно снижается скорость на окраинах, на 15% — в центре».

«Основные факторы замедления — рост автопарка московской агломерации. Дорожная сеть не справляется с возрастающей автомобилизацией и с увеличивающимся притоком автомобилей из близлежащих регионов. Затем – масштабный ремонт дорог в прошлом году, особенно крупных магистралей», — отметил он.

Между Амстердамом и Парижем

Но пробки – это полбеды. Москва вошла в десятку самых дорогих городов для автомобилистов, расположившись на 8 месте из 14, между Амстердамом и Парижем. Об этом сообщает издание The Economist Intelligence Unit, подсчитавшее стоимость трехлетнего владения средним семейным автомобилем в разных городах мира. Оценка производилась с учетом рыночной стоимости машины в 2010 г., транспортного налога, страхования, стоимости обслуживания, стоимости бензина и даже ставок по кредитам. Учитывался также ежегодный пробег в 16,1 тысячи километров и расход топлива в восемь литров на 100 километров. При этом «средним» автомобилем британцы посчитали авто с объемом двигателя от 1,8 до 2,5 литров.

Стоимость такого автомобиля в Москве в 2010 г. составляла около 1100000 рублей, а его трехлетнее обслуживание обошлось примерно в 280000 рублей. Таким образом, суммарно затраты составили 1380000 рублей или $46000. А если учесть, что за этот срок автомобиль в России в среднем теряет около трети первоначальной стоимости, получается, что его владелец дополнительно лишился еще около 300 тыс. руб. (итого – 1680000 рублей или $56000). Москвичам машина обходится дороже, чем жителям Старого света (Лондон -$44 тыс., Париж – $45 тысяч), не говоря уж о США (Нью-Йорк — $42000).


В исследовании отмечено, что за последнее время стоимость владения автомобилем в российской столице снизилась на 18% — это связано с тем, что москвичи стали покупать больше бюджетных автомобилей. Но увеличение налогового бремени, введение повышенных «столичных» штрафов, открытие платных магистралей и безальтернативных платных парковок могут привести к тому, что рейтинг московской дороговизны «подскочит» на 4-5 строчек уже через год.

Впрочем, даже с учетом всех этих нововведений, Москве едва ли удастся в ближайшее время обогнать лидера рейтинга – Шанхай, где стоимость трехлетнего владения автомобилем составляет 143 тысячи долларов (4290000 рублей). Отметим, что значительную сумму (около $11 тысяч) шанхайские водители платят за получение государственных номерных знаков – они продаются только с аукциона и их годовой выпуск ограничен партией в 100 тысяч штук. Среди других экзотических мер, предпринятых властями города, чтобы сократить число автомобилистов — налог на пробки (около 1 доллара за въезд в «зону ограниченного движения»). Следом за Шанхаем идут бразильский Сан-Паулу($124 тысячи) и индийский Дели($120 тысяч).

Вместо заключения

Лишь восьмое место Москвы в рейтинге самых дорогих для автомобилистов городов – это, очевидно, ненадолго, учитывая последние тенденции: начать хотя бы с бензина, о котором чиновники еще несколько месяцев назад говорили, что «он не должен преодолеть психологической отметки в 30 рублей за литр», а сейчас только смиренно наблюдают за растущими еженедельно ценниками на АЗС. И надеяться на заморозку, аналогичную прошлогодней, водителям не стоит – ближайшие президентские выборы пройдут только в 2018-м.

А вот с пробками мэрия обещает расправиться еще до дня голосования: первого апреля (и это не шутка) Сергей Собянин пообещал, что москвичи ощутят улучшения от мер администрации на себе уже через три года. «Нет таких городов, в которых общая площадь дорог в разы меньше, чем в аналогичных мегаполисах. Плюс к тому ежегодно сотни тысяч новых машин приобретается жителями Москвы и Подмосковья, что еще усугубляет ситуацию», — объяснил мэр. Остается ждать. И не усугублять.

Добавить комментарий