Первый квартал 2013 года показал существенный рост спроса на новые автомобили

В последние годы цены на новые автомобили в Беларуси сильно колебались под влиянием отмены льготы по НДС и повышения таможенных пошлин для физических лиц. Как результат – в 2012 году рынок новых иномарок в Беларуси упал на 15% по сравнению с 2011 годом и составил 14 тыс. автомобилей.
 
«2012 год оказался очередным испытанием для автомобильного ритейла, – отмечает председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич. – В связи с изменением формы взимания НДС стоимость новых автомобилей в начале 2012 года одномоментно увеличилась на 17-18%. В течение первого полугодия на рынке происходила унификация цен с дилерскими сетями стран Таможенного союза (с Российской Федерацией, в частности). Ценовые пертурбации на рынке поспособствовали изменению потребительских предпочтений и привели к полному переделу рынка. В итоге продажи российских брэндов приросли на 138%, в то время как продажи импортных авто всего на 6%».

Все эти изменения и стали предпосылками еще одного тренда 2012 года – очевидного изменения предпочтений белорусов. Впервые за долгое время абсолютным лидером в Беларуси стал бюджетный В-класс, который и «потянул» весь рынок вниз: доля достигла 39,5%. По итогам года общий рост числа проданных авто составил 20 648 экземпляров, что на 26,9% больше, чем в 2011 году. Продажи легковых автомобилей выросли на 19% и не достигли прогнозных показателей.

Первый квартал 2013 года «взорвался» долгожданным спросом: рост продаж новых авто перешел планку в 50%. Однако в предвкушении восстановления рынка, эксперты все же остаются реалистами.
 
Тем не менее, белорусский авторынок более потенциалоемкий, чем в соседних странах Балтии, это фокусирует на нашей стране интерес крупных производителей. Но чтобы рынок еще больше «ожил», нужны определенные подвижки. Сейчас этому мешают достаточно высокие процентные ставки по кредитам. Тенденция налицо: в 2012-м на кредитные продажи пришлось в среднем 3-5% всех продаж, что крайне низко для любого рынка. Если же финансовые власти поведут себя предсказуемо, сдержат свое обещание и снизят ставку рефинансирования до 20-21%, то это может стать главным импульсом для роста продаж новых автомобилей.
 
Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Продукты питания».

Добавить комментарий