Путешествия по Украине. Вашковецкое чудо Маланки

В небольшом городке Вашковцы, накануне Старого Нового года с 13 на 14 января традиционно отметили «Маланку» — массовое карнавальное гуляние с переодеваниями в различных персонажей, в духе средневековых карнавалов, где все происходило шиворот-навыворот, со свойственной универсальной системой зрелищных и жанровых форм, пронизанных особой жизненной философией, пишет Анна Некрасова, корреспондент Коммерсантъ-Weekend, в материале для Корреспондент.net.

В историческом регионе Буковине, часть которой припадает на Черновицкую область, эта традиция приобрела особое значение и является одним из главных праздников года.  Известна она также как Переберия (переодевание).
Если ранее на «Маланку» переодевались в традиционных персонажей вертепа, «баб» Маланок и «дедов» Василиев, коз, казаков, цыган, медведей, то со временем начали вливаться также новые образы: политические деятели, террористы, партизаны, немцы, невесты, зомби, певцы, телеведущие, герои мультфильмов и даже телевизионных передач, являющиеся своеобразной реакцией «народной мысли» на современные реалии, как в политике, так и социокультурных явлениях жизни. Вашкоцы особо ответственно подходят именно к этому аспекту Переберии и готовятся к ней заранее, продумывая за долгое время концепцию костюмов, изготовляя у местных мастеров маски из гипса, папье-маше и силикона, которые обходятся в среднем гривен в 150-200.
На два дняэтот город и его окрестности превращаются в место, которое функционирует по своим внутренним законам праздника, где все веселятся, смеются, танцуют, поют, борются, обнимаются, прыгают и кувыркаются, купаются в реке, продают на улице самогон, бутерброды ссалом и соленым огурцом, голубцы и множество других яств. В этом году, кстати, на ежегодном параде Маланок «Маланка-фест 2013» что прошел 15января в Черновцах, первое место досталось «Маланке из Вашковцов» с основной платформой «Сказочная Русь», участники которой были награждены призовым фондом в размере 50 тыс. грн от благотворительного фонда Firtash Foundation.
Жители Свято-Аннинского женского монастыря, расположенного неподалеку на Анниной горе, в эти дни хоть и отмечают день Святой Мелании Римляныни и Святого Василия в совершенно другом стиле, реагируют наподобные действа по соседству внизу без особого восторга, но «закрывают» глаза на «баловство» местных энтузиастов, смеющихся над своими «счастьями» и «несчастьями». 
Интересно, что 13 декабря городок к вечеру затихает и готовится настолько тщательно, что сложно встретить живую душу на улице и поверить в то, что здесь вообще что-то будет происходить. В половине домов вообще свет погашен. Причин этому может быть несколько: либо весь дом пошел к друзьям наряжаться, либо люди делают вид будто их нет дома, чтобы к ним никто не пожаловал в гости. 
Но буквально с первой звездой по улицам городка с громкой музыкой начинают передвигаться автомобили, мотоциклы и целые грузовики, перевоплощающиеся на время празднования то в баню, то в колхоз, то в цыганский табор, то в домик Белоснежки и семи гномов и другие специальные механические средства, наполненные ряжеными, которые угощают всех самогонкой с закуской, бьются вениками, в случае если это бабы, но особо милые и всеми любимые «маланки»-шлюхи — переодетые в мини-юбки мужчины , задирающие их при первой же возможности. Так они демонстрируют прохожим нижнее белье, одетое поверх колгот, и вульгарно танцуют. Мода на перевоплощение транспортных средств, на которых так любят разъезжать по улицам современные маланкари, порой делая остановки чтобы «помаланковать», особо импонирует местным жителям в последнее время. Эта традиция приобрела некий агностический характер, каждая команда стремится удивить и запомниться больше других.
Вообще, слово «помаланковать» во время празднества удобно применяется, как в значении поучаствовать в маскараде, переодевшись в тематический костюм с маской, заехать к соседу разыграть его да перекусить/выпить, а также перекрыть дорогу и требовать «денег» у встретившихся машин на пути. Последнее значение особо полюбилось местным, которые буквально на выездах и въездах города устраивают блокпосты на дорогах и мостах после полуночи 13 до вечера 14 января, не пропуская машины, пока те не дадут немного денег.
Некоторые из них переодеваются в очень правдоподобных персонажей и вливаются в образ особо фундаментально: если это работники ГАИ, то у них будет целая специальный служебный автомобиль, они могут засеять вам в салон и пожелать счастливого пути, предупредив о том, «чтобы вы были осторожны, ибо по дороге стоит много пьяных маланок».  Если же это немцы-фашисты, то они непременно будут говорить по-немецки, требуя пропуск, а где-то обязательно будет Гитлер, шатающийся то ли от мороза, то ли от алкоголя.
Неотъемлемой частью празднества, первого дня действия, около полуночи, традиционно служит «боринка» — толканина на границе условных частей города — Горышнего и Гнатишного углов, переодетых в медведей-юнцов. Ранее смысл этой борьбы сводился к тому, что медведи сражались в виде массового толкания друг друга за право их угла быть основной локацией праздника Маланки в следующем году, но сейчас это стало просто традиционным атрибутом, а точкой всех маланкующих служит перекресток трех углов на Крестовой дороге, возле хлебозавода.
Кульминацией и логическим завершением второго дня становится купание маланок в речке Теплыци, в которой участники действа символически очищаются от нечистой силы. После чего город начинает понемногу приходить в себя, уже в более спокойной форме празднуя Маланку и, возможно, обдумывая, что бы такого учудить на следующий год.
Автор: Анна Некрасова, корреспондент Коммерсантъ-Weekend, специально для Корреспондент.net. Все фото — автора.

Добавить комментарий